Есть несколько событий описанных в Библии, которые наиболее известны и вспоминаются наиболее часто. Одним из таких - пребывание пророка Даниила во рву со львами. Известное событие, не так ли? Во всех иллюстрированных Библиях мы можем найти такое или похожее изображение, они сути не меняют.
А давайте вспомним, почему Даниил оказался во рву. Потому что царь Дарий собирался поставить его над всем царством. А почему Дарий решил так возвысить Даниила, помните? Процитирую из Библии: «потому что в нем (в Данииле) был высокий дух».
Когда мы смотрим на горы, то о какой-то, особенно высокой мы делаем вывод – это высокая гора. Когда нам приходится сравнивать высоту деревьев, о самом высоком мы также скажем – это высокое дерево. А если мы, каким то чудом, окажемся под небоскребом, то в восторге воскликнем: “Какой огромный этот дом!” Глядя на высоту разных людей, мы о ком-то можем сказать – это высокий человек. А на что смотрел царь Дарий, когда решил, что в Данииле высокий дух? В чем мы можем увидеть высоту духа? Удивительная дело, но духовность имеет чрезвычайно телесные проявления такие как: достойное поведение, мудрое обхождение и, конечно, полезные для других людей дела.
Так вот, глядя на огромное количество своих слуг, царь среди всех выделял Даниила. Оказывается высокий дух видно не хуже, чем высокого человека, дерево или гору. С той лишь разницей, что высокого человека видно сразу, а высокий дух проявляется постепенно, проявляя себя высоко в самых сложных жизненных обстоятельствах. Говорю не про культурный, воспитанный дух, хотя эти проявления также присущи для высокого духа, а именно про высокий. Потому что воспитанность при определенных обстоятельствах исчерпывается, иссякает. Например, когда ссорятся двое людей молодой и старый, то оба переходят на ТЫ, хотя до ссоры обращались друг к другу на ВЫ. Высокий же дух не только не будет вступать в ссору, но и при оскорблении не перестанет обращаться с уважением. Это самый простой пример.
Но давайте вернемся к Даниилу. Его жизнь настолько отличалась от остальных царедворцев, что царь решил его поставить и над всем своим царством. Как вы думаете, почему царь принял такое решение? Одна из проблем всякой власти является конкуренция, карьеризм, то есть стремление высшего места. Так вот Дарий не видел в Данииле конкурента. Царь мог спокойно доверить Даниилу все свое царство не переживая, что Даниил пожелает занять царское место. А в то время заговоры и перевороты во власти были абсолютно нормальным явлением. Так мы видим проявление этого высокого духа в отсутствии карьеризма и желании царствовать. Да, Даниил оказался при определенных обстоятельствах на высших ступенях царства халдеев, но был абсолютно свободен от своей должности. Он не использовал свое место для обогащения, прокручивания каких-то сомнительных махинаций, как это принято у нас, потому те, которые искали обвинения на него, ничего не могли найти. А это все проявление того же высокого духа и свидетельствует, что человек стоит выше своих корыстных интересов.
А потом, как вы хорошо знаете, ему было запрещено под страхом смерти молиться. И что? Написано, Даниил молился, равно как и до этого – трижды в день, прославляя своего Бога. Это также проявление высокого духа.
Сегодня не то что под страхом смерти, а люди просто не хотят молиться (надеюсь вы понимаете, что говорю не про обычных людей, а именно про тех которые убеждены, что у них високий дух). В большинстве случаев это недостаток времени. Люди бывают настолько занятые, что даже трудясь для Бога, не имеют для Него время. Странно, но у тех, которые не имеют и половину той ответственности и занятости, которую имел Даниил совсем не имеют времени на молитву! Им не угрожает, как ему смерть, а молитвы все равно нет. Нет того духа. Того высокого духа. И вряд ли в этих вечно занятых, всегда спешащих куда-то людях, царь Дарий смог бы увидеть достойного руководить своим царством. Потому, что наявность мира, умения находить время для молитвы среди многочисленних работ и забот, это также неотъемлемое проявление высокого духа. Поэтому не смотря на всю загруженность и смертельную угрозу Даниил молился.
А дальше написано, что когда царю донесли на Даниила, требуя бросить его в ров, то царь сильно опечалился и делал все, чтобы спасти Даниила. Вот я и думаю себе, как же это жить и вести себя нужно, чтобы сам царь сильно скорбел о тебе?! Не потому, что ты подхалим и говоришь для него только приятное, не потому, что умеешь разные анекдоты рассказывать и языком краснобаить, а именно из уважения к тебе. Что же такое нужно делать, чтобы среди многочисленных дворцовых интриг, царь языческого государства мог уважать и доверять тебе?! Чтобы спать и есть не мог, волнуясь за тебя?
Ну, а потом произошло то, что известно даже деткам, которые посещают воскресную школу, – Даниил попал в яму со львами. И здесь те, у которых нет времени для молитвы скажут: «Ну, вот молился, молился, а толку нет, все равно попал». И в самом деле - попал, потому что в яму как и в неприятность попасть может каждый и тот который молится и тот, который находит время для молитвы только по праздникам, разница только в том, что с тобой произойдет в этой яме? И те, которые клеветали на Даниила также попали в ту же яму, и даже до дна не долетели как были разорваны.
В яму как и в неприятность попасть может каждый, разница только в том, что с тобой произойдет в этой яме?
Попасть в яму может каждый, а вот вести себя в яме так как это делал Даниил или Еремия, который продолжал и в яме пророчествовать, по силам далеко не каждому.
|
Не нужно думать, что мы молимся, чтобы не попадать в ямы, как кое-кто может понимать. И Иосиф и Еремия были брошены в ямы. Ямы были, есть и будут. И попасть в них может каждый. Кто-то покользнулся, кто-то засмотрелся вверх и не заметил, кто-то попал в яму в темноте, кто-то копал для другого, а свалился сам, кого-то бросили в яму "братья” (как Иосифа). Не важно, как кто попал, повторю, попасть в яму может каждый, а вот вести себя в яме так как это делал Даниил или Еремия, который продолжал и в яме пророчествовать, по силам далеко не каждому.
Сетовать на Бога, Который это допустил; обижаться на царя, который за верную службу так с ним поступил; злословить тех, кто все это подстроил, – вот далеко не весь перечень того чем бы мог заниматься Даниил в месте своего пребывания. А что мы слышим? Он говорит, – «Царь, вовеки живи!». Вот, действительно, проявление высокого духа. Не только там, наверху в царских палатах, а здесь в этой яме он проявляется в полной силе. А лучше сказать в яме он и проявляется. До этого они также были, эти ямы. Это те сложные вопросы, которые Даниилу приходилось решать. Это те интриги, через которые приходилось проходить. Это те личные проблемы, которые необходимо было переживать. И все это была подготовка, можно сказать тренировка, перед большой опасностью.
Мы можем спотыкаться и падать, сетуя на небольшие ямки, надеясь, что когда окажемся как Даниил в яме со львами проявим себя во всей силе. Это самообман! Человек, который не в силах преодолеть малое, как может преодолеть большое?
Какая высота твоего духа, хочешь проверить? Это очень легко. Будь внимательным когда “поскользнешься” и “упадешь” следующий раз, не так глубоко как Даниил, но этого будет достаточно, чтобы увидеть. Да, мы видим высокие горы, деревья, дома и другие громадные механизмы, и сооружения. Так вот, высоту духа также можно увидеть. Высоту твоего духа также хорошо видно. Только нужно быть внимательным.
Величие народа не измеряется численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
В. Гюго
|
И не важно какой у тебя рост. Потому что разве это важно для нашего Царя? Для Него важно, чтобы твой дух был возвышенный! Чтобы твои интересы были подняты над интересами земных царств, то есть у тебя не должны быть те же интересы и цели, которые преследуют люди, незнающие Бога. Ему необходимо, чтобы твой дух не имел карьеризма, который в гордыне ищет занимать первые места. «Не так ли делают и книжники, и фарисеи?» – говорил Иисус. Потому что люди не замечают, как в своем карьерном росте и на Божьем месте оказываются, а бывает даже выше Него: судя других или осуждая какие-то Божьи действия.
Дарий мог быть спокойным, поставляя Даниила над своим царством. А вот мог ли бы наш Царь нам доверить свое Царство? Поэтому то Он и желает воспитать себе достойных детей. И хочет видеть, как ты, не смотря на всю твою занятость, умеешь хранить мир и среди всех земных хлопот найти время для молитвы. Пусть короткой, но найти.
И, конечно главное Его желание, чтобы попав в яму, какой глубины бы она не была и чем бы не была наполнена ты мог сказать так же как и Даниил: «Царь, вовеки живи!». В этих словах столько искреннего уважения. Для Даниила царь остается царем, даже если действия царя и не совсем отвечают желаниям Даниила.
Пусть же царствует вовеки наш Царь! И пусть из любой «ямы» в которой мы можем оказаться, Он слышит лишь эти слова! Потому что именно они свидетельствуют о высоте нашего духа.
Михаил Прапорщиков