Окна Небесные

Четверг, 2024-05-16, 3:29 PM

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Январь » 25 » Се человек (рос.)
1:42 PM
Се человек (рос.)

 

                                  Се, Человек!

Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные. Еккл. 3:18.

 Понтий Пилат был римским наместником (прокуратором) Иудеи, Самарии и Идумеи с 26 г. до 36 г. Именно поэтому  он, по своей должности, был обязан решать дело совсем неизвестного ему Иисуса Галилеянина. И именно ему, под давлением толпы, пришлось вынести смертный приговор Человеку, к которому Пилат почувствовал определенную благосклонность.

 Если вам придется где-то и что-то читать или слышать об этом правителе вы нигде не найдете ничего доброго. Перед вами предстанет личность гордая, жестокая и деспотическая.
 

 И в самом деле, исторические данные и слова Евангелий подтверждают общее мнение. Так некоторые исторические документы говорят, что вскоре после своего назначения Понтий Пилат послал в Иерусалим военный отряд, на флагах которого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию. После тяжелых переговоров флаги были убраны.

  Позже он использовал не по назначению деньги из храмной казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население которого страдало от недостачи воды, дело доброе и полезное, но... из храмовой казны, поэтому привело к волнениям в городе. Но... прокуратор предварительно внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее.
 

Еще Понтий Пилат распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это снова вызывало возмущение жителей города, а группа влиятельных иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были забраны.

 

 В евангелии от Луки вспоминаются какие-то галилеяне, которых кровь Пилат смешал с их жертвами. Даже на основании этого одного места мы можем говорить о его жестокости. Мы можем говорить. А что на этот счет сказал Иисус? Если не помните, прочитайте 13 главу. Ни слова о Пилатовой жестокости. Христос говорил про людей, которые пострадали, как за заслуживших такое. То есть Пилат, по мнению Господа, сделал то, что было ему дано.

 

 И, обычно, основная причина, по какой Пилат вызывает у нас осуждение - это тот приговор, какой он вынес Иисусу. В этом мы видим всю его жестокость. Мы видим! Мы говорим! А что видел и говорил Сам Осужденный? «Иисус отвечал: ты не имел бы надо мной никакой власти, если бы не было дано тебе сверху; потому больше греху на том, кто передал Меня тебе». Иисус в Пилате опять видит лишь человека, которому дано так действовать «сверху», а осуждение больше на том кто передал. Никаких обвинений в жестокости, бесчеловечности мы не слышим. Не слышал их и Пилат. Не слышал он и того, как Иисус защищает себя. Мало что могло удивить правителя, но здесь он действительно сильно удивился так, что, аж не выдержал и сказал: «Не слышишь ли, как много на Тебя свидетельствоют?»

 

Этот гордый, злой и жестокий, по нашему мнению человек, желал отпустить неизвестного, бедного Странника. Если бы он и в действительности был таким жестоким, как мы думаем, ему бы было абсолютно безразлично кого отдавать на смерть, тем более волноваться за какого-то простолюдина и прилагать усилий для Его спасения. Да, он не смог противостоять толпе, но пытался. В то время как мы, порой не делаем и того, что сделал Пилат.

 

Главное, что в «преступнике», которого к нему привели, сумел он увидите то, что не видели другие - царя Иудейского. И на разных языках написал он это, и надпись эту на кресте поместил. Мог ли такой злой и черствый человек, которым мы представляем Пилата, такое увидеть и сделать. Так как и за надпись эту пришлось ему спорить с первосвященниками, и таки настоять на своем.

 

 И еще, во время такого короткого общения, увидел Пилат в Иисусе Человека! Человека с большой буквы, то есть настоящего не только по внешним, телесным признакам, но и по поведению, словам!

 

 

  О! Сколько сейчас идет разговоров про человеческое достоинство и за унижение этого достоинства. Так желают люди, чтобы в них узнавали людей, но по характеру своему и по поведению так далеки от этого высокого, созданного Богом стандарта. Потому что был созданный человек не только по образу Творца, что мы считаем основным, но и по подобию, то есть по характеру, поведению, высотой духа. Именно от этого подобия и отошли те люди, которые прогневили Бога настолько, что навел Он на них большие воды и потопил всех кроме Ноя и его семьи. Да, внешне, утонувшие были людьми, но внутренность была далекой от подобия Божьего.
 

Вспоминая те времена, Иисус говорил: «Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого». И дальше, говоря уже за время Лота, сказал: «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится!»

 

Странным в этих и предыдущих словах есть то, что Господь не говорит ни за какие общеизвестные нам грехи людей, которые погибли во времена Ноя и Лота. Они жили принятой, в общих чертах нормальной человеческой жизнью, которой живем все мы: ели, пили, женились и замуж выходили, покупали, продавали, сажали, строили. За что же они были уничтожены?! За что будут уничтожены и им подобные с приходом Сына Человеческого? А может они еще Его и ожидают как своего Спасителя?! Но каким горьким будет разочарование!

 

 Поэтому давайте больше остановимся на этом понимании - Человек. Из чего состоит это понятие? Чем Человек отличается от всех других живых, созданных Богом существ? Тем, что она ест? Есть определенные рефлексы, заложенные в тела всего живого, со времен создания и они не изменяются. Одним из таких рефлексов является голод. Есть нужно всем. И едят все. Начиная с человека и заканчивая самыми разнообразными букашками и червями. Поэтому способность есть, не является выдающимся критерием Человека.

 

 Может желание пить отличает Человека  от животных? Здесь еще проще, потому что, если без еды можно потерпеть определенное время, то вот без воды... Человеку для поддержки жизни ежедневно нужно 2,5 л воды. Но не только люди, но и все живые организмы нуждаются в воде, поскольку она является главной составляющей всех нас. Потому воду пьют все животные и птицы, и деревья, и цветы. Наверно, потому, что все «из воды и водою».

 

 

   Следовательно, не еда и питье делают человека Человеком. Что же тогда? Может то, что «женились и замуж выходили»? Но тот же рефлекс к созданию семьи, и рождению детей и заботы о них мы можем найти даже у рыб. Киты и дельфины также проявляют чрезвычайно большое беспокойство о своих беременных самках, и потом детенышах. Самка императорских пингвинов посреди зимы откладывает яйцо и отдает его папе пингвину. А тот носит яйцо между лапами - ближе к телу и согревает его вплоть до весны(!), когда из яйца вылупливается пингвин. Мартышки живут семейными группами, как будто одной большой семьей. Даже хищные львы и те создают семьи и рожают львят. При рождении львята слепые и беспомощные. Их масса составляет всего полтора килограмма. Мать смотрит за ними, и переносит в пасти с одного укрытия к другому, а самец защищает свое семейство. Только при достижении двадцати четырех месяцев, львята готовы к самостоятельной жизни. Все это время родители бережно опекают своих детей.
 

 

Воспетая и превознесенная материнская любовь есть ничто иное, как чувство, которое было заложено Творцом не только в человека. Потому немало животных – заботливейшие родители. Например, самка скорпиона, известная всем ядовитым жалом, вынашивает свой новорожденный молодняк на спине около двенадцати дней, пока маленькие скорпионы не смогут беспокоиться о себе сами. Некоторые виды рыб выращивают слишком маленькое потомство прямо у себя во рту. А самка аллигатора относит своих вылупляющихся из яиц детей к воде в пасти и заботится о них на протяжении первого года жизни. Это ли не забота? Может это Человек?                                                                                               

 

 Оказывается, мы не делаем ничего, особенно человеческого, просто в нас действуют инстинкты. И некоторые, у животных даже более высокие и лучшие, так что еще поучиться нужно.

 

 Потому в людях мы можем наблюдать много других проявлений, характерных для низших животных. Например, стягивание в свой амбар (потому что домом это не назовешь) всех нужных, не совсем нужных и совсем ненужных вещей, так делает людей похожих на крыс или хомяков - насобирать и побольше, побольше.

 

 

В лесах на западе Северной Америки проживает светло-серая певчая птица - это кедровка колумбийская. Ежегодно, готовясь к холодным зимам, она собирает приблизительно 33000 семян и прячет их в 2500 разных мест. Что-то подобное рассказал Иисус про людей говоря: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое». Помните как назвал этот человека Бог? - «Безумный». Как странно - в то время как всем может казаться, что это успешный, благословенный, умный фермер, в глазах Божьих это человек с птичьим умом. Почему? Потому что весь смысл своей жизни этот человек видел в том, чтобы поработать: засеять, выкопать, собрать, построить (птичка также работает); а затем есть, пить и веселиться. На все это способна и птичка!

 

Стремление верховной власти у людей проявляется не хуже чем у животных. Самцы оленей, волков, львов, обезьян дерутся между собой за право главенствовать и властвовать над другими. И грызутся звери ничем не хуже людей - очень похоже. Но согласитесь, что у них это происходит честно и открыто. В то время как люди плетут настоящую паутину интриг и неправды, чтобы достичь высшей должности. А когда достигают, то заботятся только про свое, в то время как вожак зверей защищает и заботится про свое стадо, или стаю, или отару. До какого уровня опустился человек, что стал хуже зверей!

 

 Собачье желание обгавкать каждого кто проходит, можно увидеть в тех, которые любят обсуждать и сплетничать о каждом, кто появляется рядом (то ли на работе, или по соседству).

 

 Еще одна собачья черта - отлаиваться в ответ. Именно отсутствие этого проявления в Иисусе так удивило Пилата. Многих преступников пришлось ему видеть. И во всех он наблюдал эту черту - их обвиняли, они в ответ все отрицали, выставляя себя невиновными. А Иисус молчал и не отвечал на обвинение (даже несправедливые). Такое поведение было необычное и особенное! Пилат был удивлен! Он увидел Человека!

 

Так чем же отличается человек от животного? Почему вокруг было столько людей, но Пилат только об Иисусе сказал - «Это Человек!»?

 

 Может способность строить делает нас Людьми? Мы умеем строить такие дома и наполнять их такой роскошью, что любая крыса позавидует.

 

 Одним из выдающихся строителей своего времени был царь Ирод Великий. Да, да, тот, который повелел поубивать всех младенцев в Вифлееме. Это было на склоне его жизни, а все время своего царствования, около тридцати трех лет он строил. Еще в начале своего правления Ирод приобрел благосклонность многих современников, ведь был инициатором величайших строительных проектов. Он строил храмы, амфитеатры, ипподромы, акведуки и крепости-дворцы с дорогими купальнями. Его архитектурные шедевры тщательным образом изучают нынешние инженеры и восхищаются ими. И есть чем восхищаться.

 

Ирод очень удачно выбирал места для будущих проектов, которые красиво вписывались в местный ландшафт. Свои дворцы он украшал изысканными фресками, богатой лепниной, а полы выкладывал красивыми мозаиками. Он начал в Иудеи строительство римских бань с горячими и теплыми комнатами, в которых полы были с подогревом. Ирод возводил целые города, один даже имел искусственную гавань.

 

 Небольшая финикийская гавань под названием Стратоновая Башня была преобразована Иродом Великим в величественный город и названа в честь Августа - Кесарией, с наибольшим морским портом римского мира. В этом хорошо спроектированном городе стоял храм Цезаря Августа, дворец, ипподром и театр на 4000 мест.

 

 И конечно, одним из самых величественных строительных достижений Ирода был храм в Иерусалиме. Он был построен на месте Соломонового храма. Вот что о храме Ирода пишет Иосиф Флавий: «Со всех сторон он был покрыт массивными золотыми пластинами, что под лучами утреннего солнца ослепляли огненным блеском. Чужестранцам, которые приходили в Иерусалим на поклонение, казалось, будто он покрыт снегом. Даже в местах, где храм не имел позолоты, он был ослепительно-белым».

 

По словам одного научного работника, храм «не имел ровных в древнем мире». Поэтому не удивительно, что ученики Иисуса  были поражены этим храмом.

 

 Ирод также построил несколько сооружений в Иерусалиме. К ним принадлежит крепость Антония, которая прилегала к ранее возведенному храму. При входе в город можно было увидеть другие его шедевры - дворец и три уникальных многоэтажных башни.

 

 Когда Цезарь Август подарил Ироду древний город Самарию, тот переименовал его на Себаста, и украсил разными зданиями. Среди них был окруженный колоннами стадион и много других массивных сооружений, украшенных изысканными фресками.

 

 В Иерихоне Ирод построил себе зимний дворцовый комплекс, напоминающий город-сад . Дворцовый комплекс, занимая площадь около 1000 гектаров, соединял в себе три дворца. Каждый из них имел залы для гостей, ванны, сады и бассейны.

 

 Но у Ирода была еще одна зимняя резиденция. На скале, возвышающейся на 400 метров над Мертвым морем, стояла мощная крепость Масада. У ее стены Ирод возвел изысканный трехъярусный дворец с террасами и бассейнами.

 

 Еще одним произведением архитектурного искусства был дворец-крепость Иродион. Ирод поставил его за пять километров к юго-востоку от Вифлеема на высоком холме. Дворец состоял из двух главных частей: Верхнего и Нижнего Иродиона. Верхний Иродион - это грандиозный крепость-дворец с пятиэтажной восточной башней. Сегодня от, нее остались лишь руины, а когда-то ее было четко видно на горизонте.

 

 Действительно это было выдающееся строительство!

 

 Один из сыновей Ирода Великого Антипа продолжил родительское дело. Укрепив галилейский город Сепфорис, он сделал его своей столицей. Возобновил пограничную крепость Беф-харан и назвал ее Ливиадой - в честь жены Августа, а после его смерти переименовал ее в Юлиаду - в соответствии с именем жены нового императора. Потом Ирод Антипа учредил на берегу Генисаретского озера город, назвав его в честь Тиберия Тивериадой.

 

Понтий Пилат был знакомый с Иродом Антипой и видел помпезные сооружения его отца. Странно, но несмотря на величие проведенных работ ни одного, ни второго Пилат не удостоил назвать Человеком. Потому что он знал, что животные также, не так роскошно как мы, но строят: бобры строят на реках дамбы; змеи и мыши строят гнезда; даже муравьи и те строят огромные муравейники не хуже человеческих небоскребов. И все эти инстинктивные рефлексы заложены в теле животных и людей.

 

 А еще птицы строят гнезда, а лисы норы. Об этом говорил и Иисус, обращая внимание на то, что пока люди строят подобно птичкам и лисам, Сыну Человеческому негде приклонить голову.

Следовательно, по многим признакам мы чрезвычайно подобные животным. А строение внутренностей человека наиболее подобна (не обижайтесь, потому что это факт) к внутренностям обычной свиньи.

 

Большинство наших инстинктивных рефлексов совпадают. Так же нам нужно есть, пить, создавать семьи, и заботиться о новорожденных, нападать или защищаться, занимать первые места на банкетах, в церкви и в стране, строить и наполнять строения разным хламом. И, если лучше приглядитесь, во много своих проявлениях люди значительно хуже животных. Например, животные не употребляют водки, сигарет и наркотиков. Если хищники убивают, то делают это не для развлечения, а чтоб выжить. В то время как люди начинали убийства мирового масштаба, руководствуясь или гордостью или религиозными, или политическими взглядами. Здесь мы абсолютно отличаемся от животных. Но это не делает нас Человеком, а скорее говорит о том, что мы хуже их - зверей.                                  

 

Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека - той пользой, которую она может  принести своему ближнему. Родиться, жить, есть, пить, и,  наконец, умереть может и насекомое... Человек живет жизнью, полезной для масс, настоящей духовной жизнью.

   Д. Гарибальди

          

 

И так мы едим и пьем, сеем и собираем посеянное, женимся и строим, но по делам своим не далеко отдалились от тех, что летают, плавают, ползают и ходят на четырех. Так же ели и пили во времена Ноя, и были уничтожены. Так же выходили замуж и строили во времена Лота, и были сожжены. Так же будет и когда Сын Человеческий явится. Ему нужны созданные не только по образу, но и подобию Его. «Это Человек!» - объявил перед всеми Пилат.

 

 Так что же нас делает Человеком? Есть одна черта, не присущая никаким другим живым существам кроме человека. Это не проявление рефлексов, и желаний тела, а плод трезвого виденья, и духовного осознания. Господь при создании только в человека заложил способность видеть и чувствовать своего Творца и быть Ему благодарным. Существует даже басня, как старенький набожный человек приехал в город. Произошло так, что он очутился за одним столом с современным молодым мужчиной, и стал молиться перед едой, благодаря за все. Молодой мужчина с насмешкой спросил: 

 

- И, что в вашей деревне так все делают?

 

- Нет, - ответил старика, - скотина никогда не благодарит.

 

Неблагодарность мы считаем одним из животных проявлений, называя его свинячьей.

 

 "Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобой” - сказал о себе один из авторов псалмов. Знаете, почему он признал себя скотом? Лишь потому, что у него закипело сердце от завистей к богатству и успеху безбожных, и он перестал ценить любовь и доброту Божью к Своему народу.

 

 Видеть и чувствовать своего Творца, и быть Ему благодарным - это большое начало на пути от человека к Человеку. К тому Человеку, что и по подобию Божьему создан. Но это начало, главное, чтобы было где Ему голову приклонить, то есть дать как можно больше места Богу в собственной жизни. Так как только Его присутствие делает нас из животно-человека Человека! Только присутствие Его Духа помогает нам вести себя и делать не так как весь животный мир (учитывая и людей). И чем больше Божий Дух найдет для себя места в нашем сердце, тем более мы становимся подобными Человеку!

 Это то Божье присутствие за короткое время  увидел Пилат в Иисусе. В молчании Иисуса он видел Человека, который полностью отдает свою защиту в руки Творца. В словах «дано тебе сверху» Пилат услышал Человека, который в самое трудное время не перестает видеть руководство сверху и доверять Богу свою жизнь. И даже после того, как Пилат велел бичевать Его, он не услышал никаких обзывательных слов, угроз или обвинений от странного «Преступника». Пилат видел Человека, который долготерпит, не завидует, не превозносится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всего надеется, все переносит. Это Человек! - объявил Пилат. Потому что именно при определенных обстоятельствах открывается, кто мы есть по своей сути. Иисус очутился в смертельной опасности и повел себя как Человек, который действительно верит в Бога.

 

Эпиграфом к этим размышлениям взятые слова Екклезиаста. Он молился, чтобы Бог испытывал сыновей человеческих, то есть нас с вами, чтобы могли мы видеть, что по сути своей мы животные. «Зачем считаться нам животными и быть униженными в собственных глазах ваших?» - удивлялись друзья Иова. Для того чтобы всеми силами, сердцем и умом стремиться к Богу в поиске спасения от своего животного естества, которое разоблачается именно в испытаниях. Когда все хорошо матери любят своих детей, но при определенных обстоятельствах те же любящие матери ели своих детей. Об этом говорит Библия. А еще Она рассказывает, как могучий царь Навуходоносор в течение семи времен ел траву, как вол, и его тело орошалось росою небесною, а его волос стали как у льва, а ногти как у птицы. И это не сказка, а частица реальной жизни, когда человек может увидеть, кто она есть в действительности. Именно после упомянутого события этот человек признал величие и господство Божие, прославил и благословил Всевышнего.

 

                

Осмыслить и почувствовать можно даже и верно и сразу, но сделаться человеком не льзя сразу, а нужно произвестись в человека.

 Ф.Достоевский

 

 Поэтому мы можем считать себя Людьми. Можем отстаивать и спорить за это высокое имя, но... Но, чтобы сказал о нас Пилат, если бы встретился с нами, как он встретился с Иисусом? Смог ли бы он в нас увидеть Человека?! И что скажет о нас Сын Человеческий, когда явится?

 

                                                                                                                                                           Михаил Прапорщиков

 

 

 

Просмотров: 961 | Добавил: Mihail | Рейтинг: 5.0/20
Всего комментариев: 0

Меню сайта

Календарь

«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0